Этот мятежный «грациозный зверь». Сергей Полунин

История Сергея Полунина, танцующего мальчика из Херсона

 

 

История Сергея Полунина, танцующего мальчика из Херсона, великолепно рассказана в американском документальном фильме режиссёра Стивена Контора «Танцовщик» (Dancer). Фильм был показан в этом году в тридцати двух странах мира, в том числе в России.

Его мать так беззаветно верила в особое предназначение и счастливую звезду сына-самородка, что пожертвовала ради этого любовью мужа, родителей, карьерой, личной жизнью. Она рискнула пойти даже на конфликт со своим звёздным сыном. И победила, оказалась права! Сын начинал учиться балету в Киевском хореографическом училище. А в тринадцать лет Серёжу Полунина приняли на полную стипендию в школу Королевского балета Великобритании в Лондоне! Его сразу определили в класс с пятнадцатилетними мальчиками, и он стал ведущим учеником в классе. За необыкновенную природную пластику и выдающиеся физические данные, за упорство и агрессивный стиль танца одноклассники прозвали его «грациозный зверь» (The gracious beast). Развитию неординарных физических данных способствовали годы серьёзных занятий спортивной гимнастикой ещё в Херсоне. Сергей рассказывал, что этот вид спорта в его маленьком городке был единственным способом вырваться в мир.

В школе Королевского балета, несмотря на внимание и заботу нескольких друзей, Сергей чувствовал себя (он сам признаётся в этом) заблудившимся и непонятым. Необыкновенно одарённый физически танцовщик не успел созреть, как человек и как личность. Семьи рядом не было, да семья и распалась за эти годы (в этом Сергей винил мать).

Затем, в девятнадцать лет, был космический, как и его запредельный прыжок, взлёт – Сергей Полунин стал премьером знаменитого Ковент-Гарден, одного из знаковых театров мира! Это был первый девятнадцатилетний (самый юный) премьер за всю историю великого театра! Это был триумф – нескончаемое количество новых ролей, восторг мировой публики и восхищение критиков! Но это был титанический труд и… полное одиночество…

 

В российских театрах существует давняя традиция менторов-репетиторов, которые часто заменяют артистам и семью, и друзей, они следят не только за карьерой и художественным ростом подопечного, но и за его психическим благополучием. В Англии, к сожалению, такая система отсутствует.

Радость от признания всем миром его таланта не могла компенсировать Сергею многочасовую, изнуряющую работу в театре, армейскую дисциплину, отказ отпускать его на выступления с другими труппами, невозможность принимать собственные решения. Он не скрывал, что тогда счастлив был только на сцене, что на сцену часто выходил под действием наркотиков. В том самом документальном фильме, снятом в 2012-2016 годах, артист открыто говорит об этом.

Уже через три года, в свои двадцать два, Полунин не просто покинул один из лучших театров мира, он, уходя, хлопнул дверью так, что о нём узнали, заговорили, его заметили. Тогда он заслужил массу новых прозвищ: «плохой парень», «Джеймс Дин балета» (американская звезда фильма «Бунтарь без причины»), «мальчик-скандал»…

Газетчики и обманутая в ожиданиях публика решили, что причиной ухода послужили проблемы с дисциплиной и белым порошком… Но это было бы слишком просто!

Сам артист комментирует свой уход так:

– В Королевской труппе артисты бесправны! Им запрещено всё! Когда я рос, у меня была цель – стать лучшим танцовщиком мира, танцевать в лучшем театре. И вот я почти достиг этой цели, а у меня ни денег, ни славы, ни свободы, ни удовольствия от того, что я делаю, ни выбора. Я не понимал, почему возможности премьера одного из лучших театров мира так ограничены. Почему меня не узнают на улице? Почему я не могу сняться в рекламе? Почему не могу иногда работать на телевидении, участвовать в шоу? Я видел, что делал Барышников в Америке, и мне это казалось правильным и нормальным. Лучшие футболисты мира за две недели получают денег больше, чем артисты в Королевском балете за год, все вместе взятые! Почему ни один, даже самый лучший артист балета в Королевском театре, не может заработать на дом за всю свою карьеру?

Несколько лет назад Сергей Полунин признавался, что уход из Королевского театра стал для него мощнейшим сеансом практической психотерапии:

– Во мне постоянно сидел страх – вдруг я не смогу больше танцевать на таком уровне, вдруг   мой руководитель не будет добр ко мне, меня же тогда просто выгонят. Я прожил в Лондоне полжизни, но гражданства у меня нет. Что же я буду делать в этом случае?

Тогда Полунин решил не бежать от своих страхов, не пытаться прыгнуть выше головы (в его случае это не только фигура речи), не стал доказывать свою нужность сцене, бороться за любовь менеджеров и публики. Он (по его словам) решил не «мучиться» в этой индустрии, а уйти в кино! Но… был страшно удивлён, когда в ответ на его заявления о готовности броситься в объятия волшебного мира кинематографа не произошло ничего. Он оглушительно громко хлопнул дверью, а телефон не разрывался от предложений!? Он ушёл просто так, без нового контракта, без ангажемента!

Хотел в Америку, ему казалось, что это страна огромных возможностей. Кроме того, его уже несколько лет звали в American Ballet Theatre (Американский балетный театр)! Но за три месяца газеты раздули такой скандал вокруг его имени, что ABT просто не пожелал иметь с ним никакого дела.

Молодой премьер уволился из театра в одночасье на пике карьеры, рассказав подробно всем интересующимся газетам и журналам и о своем одиночестве, и о боли, и о желании уйти из балета. Оглядываясь назад, Полунин признаётся, что в какой-то момент боль стала определять его жизнь, и он решил… наказать своё тело. Помимо семнадцати татуировок у Сергея есть шрамы на груди, которые он называет «царапинами тигра» – это следы скарификации, которую танцовщик считает «практикой воина». Сегодня свои шрамы он рассматривает, как акт самоповреждения и желания причинить себе физическую боль. Это едва не стоило ему карьеры…

 

Без какой-либо поддержки в 2012 году Сергей Полунин приехал в Россию и принял участие в первом сезоне проекта «Большой Балет» на канале Культура. Выиграв и этот конкурс, Полунин получил приглашение в труппу Московского театра Станиславского и Немировича-Данченко, а также обрёл наставника в лице Игоря Зеленского, в прошлом премьера Мариинского театра, а ныне руководителя Новосибирского театра оперы и балета. Зеленский часто приглашал Полунина танцевать к себе в театр, обогатив репертуар своего подопечного великой ролью Спартака в балете Юрия Григоровича. На плече нашего героя появился портрет наставника…

Полунина часто приглашали танцевать с ведущими балеринами в Большой театр. Он танцевал «Жизель» со Светланой Захаровой во время трансляции балета в кинотеатрах по всему миру. И всё же, он снова разочаровался в балете. Он снова решил уйти! Но на этот раз, он решил уйти красиво!

Мировая знаменитость Сергей Полунин просит своего друга Дэвида Лашапеля, известного фотографа и видеографа, снять его прощальное видео. Своё состояние тогда Сергей описывает так:

– Я был на дне, я был потерян. Это была тёмная полоса в моей жизни. Я ненавидел балет и был уверен, что это будет мой последний танец!

Для съёмок Дэвид пригласил Полунина на гавайский остров Мауи. Там, в большом заброшенном деревянном молитвенном доме, звучал проникновенный хит ирландского музыканта Хозиера (Hozier) «Отведи меня в церковь» (Take me to church), а в лучах солнечного света… взмывал в воздух Сергей! Он бросался на колени, в отчаянии хватался за голову, делал умопомрачительные фуэте, скользил по полу, изгибая тело так артистично, так запредельно яростно и одновременно по-мужски элегантно, как может только он – этот невероятный «грациозный зверь»!

Неудержимые слёзы утраты миллионов почитателей его таланта были обеспечены!

Об этих съёмках Полунин вспоминает теперь с улыбкой:

– Мы снимали фильм на Гавайях в 2014-ом. Хореографию придумал я сам с моим приятелем за несколько дней. В то время я хотел совсем бросить балет, собирался поступить в актёрскую школу в Лос-Анжелесе, и это должен был быть для меня последний танец в жизни. Думал, отснимусь быстренько и начну новую жизнь. Но все девять часов, пока шла съемка, я рыдал – так тяжело было на душе, и я не понимал, почему. В результате, в актёрскую школу пошёл мой друг, а я продолжаю танцевать…

В 2015-ом видеоклип разместили в Youtube. Он немедленно получил несколько миллионов просмотров, и о бунтаре Полунине узнали люди уже совсем далекие от балета (с тех пор, оригинал посмотрели 25 миллионов человек).

Сергей вернулся на сцену, а вскоре после этого, его пригласила станцевать в «Жизели» Наталья Осипова, одна из самых самобытных и талантливых балерин нашего времени.  Наталья Осипова (прима-балерина Большого театра, прима-балерина Михайловского театра, прима-балерина Лондонского Королевского балета, прима-балерина Пермского театра оперы и балета) признавалась, что страшилась приглашать Полунина из-за его репутации бунтаря, но дуэт сложился блестяще. И не только на сцене, но и в жизни!

– Я почувствовала, что он настоящий, что он тот человек, которому я могу доверять, – говорила Наталья.

– Когда я танцевал с ней, это было на сто процентов реально. Я хотел, чтобы так было всегда, – вторил ей Сергей. Именно тогда появилась категоричная татуировка «Наташа» на костяшках пальцев его левой руки! Он потом говорил в одном из интервью, что взрослому человеку этого делать не стоило бы…  что жизнь переменчива…

Не успели они объявить себя парой, как балетный мир возликовал – критикам, поклонникам и даже функционерам было очевидно, что Осипова способна не просто справляться с этим мятежным темпераментом, но и укрощать его, направляя в правильное профессиональное русло.

Существует запись балета «Другие Танцы» (хореограф Джером Роббинс), который исполнили в театре Станиславского влюблённые друг в друга Осипова и Полунин. Когда Сергей говорит о чистоте эмоций и об оздоровлении души через язык танца, перед глазами встаёт именно это выступление двух великих артистов в умной и деликатной хореографии Роббинса, помогающей раскрыть зрителям всю силу их радости, их общности и их величия.

Наталья Осипова и Сергей Полунин жили и работали вместе два года. Пара успела создать несколько общих интересных проектов, посвящённых современному танцу. Они остались друзьями и часто танцуют вместе на радость всем нам, их поклонникам.

Сергей активно сотрудничает со многими ведущими модельерами мира – его татуированное тело всё чаще появляется в журналах, не переставая и восхищать, и эпатировать публику.

Чего стоит одна только фотосессия с Памелой Андерсон в стиле «ню»! Пятидесятилетняя Памела появилась на титульном листе издания «King Kong» обнажённой, разделив место на обложке глянца со знаменитым Полуниным, на котором из одежды там только… берет Prada. Он как бы возносится над падшей Памелой Андерсон, прикрывшейся золотым веером. Кадр на обложке предваряет не менее «горячую» фотосессию, занявшую несколько разворотов журнала. Объединил секс-символа 90-х и «плохого парня» всё тот же Дэвид Лашапель – автор десятка работ с Памелой и «крёстный отец» Сергея.

Выход фильма «Танцовщик», безусловно, упрочил славу Полунина, как великого танцовщика, которому, несмотря на такой неординарный и многогранный творческий путь, сейчас всего лишь двадцать восемь.

Сегодня Сергей живёт без наркотиков и чувствует, что, наконец, обрёл себя. Он работает над сольным танцевальным проектом и снимается в кино. К счастью, мечты сбываются!

Дебют в игровом кино стал для него очень ярким событием. Это «Убийство в Восточном экспрессе» – экранизированный Кеннетом Браной детектив Агаты Кристи. Нет, у Сергея не самая большая роль в картине – он сыграл темпераментного венгерского князя с балетным прошлым, но Полунин там – единственный дебютант. Исполнители других ролей – сплошь кинозвёзды! В фильме снялись и Джонни Депп, и Мишель Пфайффер, и Джуди Денч, и Уиллем Дефо, и Пенелопа Круз…

Когда его спрашивают, волновался ли он перед встречей с кумирами на съёмочной площадке, он признаётся:

– Волновался ужасно, боялся радоваться заранее, даже контракт подписал только за день до съёмок. Особый трепет вызывала встреча с Джонни Деппом! Ещё в детстве я выбрал его своим кумиром, своим героем, меня привлекала его таинственность. Его постер висел над моей кроватью! К сожалению, я не смог запомнить, что он мне сказал при первой встрече!  Снаружи-то я никогда не показываю своего страха и волнения, но внутри… Я поздоровался, он мне что-то сказал, и я тут же это забыл! Забыл просто потому, что уж очень сильно хотел запомнить, что он скажет. Но никогда не забуду, что все эти великие артисты были очень доброжелательны ко мне.

 

Удивительно, но два следующих фильма Полунина имеют подобные названия – «Красный воробей» и «Белая ворона».

Вторым голливудским фильмом для Сергея стал «Красный воробей» с Дженнифер Лоуренс в главной роли, где он сыграл танцовщика балета, бойфренда главной героини.

– В фильме про Рудольфа Нуриева «Белая ворона», который снимает знаменитый актёр и режиссёр Рэйф Файнс, я играю Юрия Соловьёва – гениального русского танцовщика. О нём не знали на Западе, потому что он не прыгал так, как Нуриев. При этом он был тогда лучше, чем Нуриев! – с восторгом рассказывает Сергей.

Теперь Сергей Полунин мечтает, а не мечется! Мечтает о новых проектах, о ролях в кино, мечтает о создании фонда помощи талантливым молодым танцовщикам, об агентстве, которое позволило бы танцовщикам зарабатывать дополнительные деньги, совмещая свою карьеру с работой моделями.

Он мечтает об открытости и доступности балета:

– Мы должны побудить весь мир к танцу! Когда человек в движении, он счастлив. Пока балет очень закрыт, его не часто транслируют по телевидению. Мы должны его открыть! Люди, которые не могут позволить себе купить билеты в театры, должны иметь возможность смотреть балет. Танец – это язык, который понимают все. Это чистая эмоция! Это как медитация! Ваша душа оздоровляется, когда вы смотрите балет. Мы все иногда танцуем, и это всегда приносит нам радость. А значит танец часто важнее слов!

Как хочется верить в то, что этот неординарный человек, этот грациозный танцовщик, с таким яростным темпераментом и харизмой, с таким самобытным талантом, с такой мужской красотой и одновременно почти детской искренностью, будет радовать нас долгие, долгие годы!

Мы хотим продолжать восхищаться Вами, Сергей Полунин!                           Регина Зархина




Leave a comment