Нельзя входить в новую жизнь через чужие двери! Кристина Мкртчян

Интервью с необыкновенной женщиной и фантастическим художником.

 

Наши слушатели и читатели уже привыкли к тому, что в студии RusRadioMarbella и на страницах нашего журнала появляются удивительные люди. Вот и сейчас мы перенесёмся в Париж для встречи с необыкновенной женщиной и фантастическим художником Кристиной Мкртчян.
Первая выставка её работ состоялась, когда Кристине было девять лет. Архитектор по образованию, она двенадцать лет назад волею судеб попадает в Париж, а там, волею случая (несчастного случая) становится директором креативного отдела компании Hermes. Четыре года назад она открывает свою мастерскую и регистрирует свой бренд «Art Christi». Расписанные мастерской рукой Кристины Мкртчян вазы, сервизы и другие изделия из фарфора украшают самые известные дома Европы и Азии.


RusRadioMarbella: Здравствуйте, Кристина, мы очень рады возможности пообщаться с Вами.

Кристина Мкртчян: Добрый день. Благодарю Вас за внимание.

RusRadioMarbella: А мы, в свою очередь, благодарим Вас за Вашу чудесную вазу, которая была представлена (в качестве лотерейного лота) гостям гала-вечера по случаю закрытия VII Международного Фестиваля Русского Кино в Марбелье (MIRFF-2019). Эта ваза – настоящее произведение искусства! Впрочем, всё созданное в Вашей мастерской, неповторимо, уникально, изумительно!


Как сложилась Ваша история, Кристина? Расскажите, как архитектор превращался в художника?

Кристина Мкртчян: Я, пожалуй, перефразирую: сначала художник на какое-то время превратился в архитектора, а потом архитектор – в художника. Всё вернулось на круги своя. Я даже не помню точно, с какого возраста в детстве я начала рисовать. Самая первая моя персональная выставка прошла в Ереване, в Доме журналистов. Мне было девять лет. Всех удивляло тогда, что девятилетняя девочка видит всё в чёрно-белом цвете. Я действительно не использовала краски, и сюжеты моих картин были совсем не детскими, это были, в основном, театральные сцены, то есть тематика была явно не характерной для ребёнка.

RusRadioMarbella: Вы пытались понять, почему возникли такие образы? Из-за желания казаться взрослой? Или… они пришли из «прошлой» жизни?..

Кристина Мкртчян: Раз мы заговорили о материях, не исследованных наукой полностью, выскажу предположение (об этом я могу только догадываться), что существует некий архив, неведомая база данных, которой мы пользуемся. Действительно, в девять лет мой кругозор был не настолько широк, чтобы знать, кто такие «дамы полусвета», а на моих рисунках они присутствовали. Наверно, как сейчас говорят, это хранилось в глубинах подсознания, или, это воспоминания… из других инкарнаций (воплощений).

RusRadioMarbella: Вы, безусловно, должны были заинтересовать психоаналитиков! Кристина, Вам удалось поработать архитектором?

Кристина Мкртчян: Моё поколение училось в период развала СССР, и потому после окончания института мы не получали никакого распределения, все искали работу сами. Мне, правда, удалось спроектировать и построить несколько домов… один, припоминаю, был для высокого чина КГБ.

RusRadioMarbella: Ну и ладно! Свой след в истории архитектуры Вы оставили! Потом у Вас случился какой-то странный «рывок» в сторону физики, и Вы занимались акустическими решениями для концертных залов. Как и зачем это произошло?

Кристина Мкртчян: В Армении я окончила Архитектурный институт, в Москве – аспирантуру, а вот докторскую диссертацию защищала уже в Париже. Я подала документы сразу на несколько факультетов, а приняли меня на факультет акустической архитектуры. Если быть честной, это мне было нужно больше для статуса. Я проработал два месяца в научно-технологическом институте, но быстро поняла, что выбрала довольно специфичную профессию (оперных театров и концертных залов много не построишь), а главное – почувствовала, что совершенно удаляюсь от искусства. И это вызывало страшный дискомфорт!

RusRadioMarbella: Кристина, Ваша французская история началась совсем не романтично. Вы трудно и порой драматично приближалась к своей профессии.

Кристина Мкртчян: Это был очень сложный период моей жизни, я только пережила развод, была в постоянном поиске работы, мои документы на гражданство запаздывали. Однажды я задержалась на работе и возвращалась домой ночью. Грабители хотели вырвать из рук сумку, я не отдала, они меня сильно избили, я оказалась в больнице. Пока в течение двух месяцев лежала (вся перебитая), искала работу в интернете. И в один прекрасный день наткнулась на объявление, в котором на фирму приглашался художник, расписывающий фарфор. Ситуация у меня была почти патовая, поэтому я позвонила туда, заявила, что я именно тот человек, который им нужен. Меня попросили принести образцы моих работ, которых, как вы понимаете, у меня не было. Правда была в том, что я тогда расписывала фарфор только на бытовом уровне, так скажем, во время посиделок с подружками.

RusRadioMarbella: И Вы (раненая, без денег) сумели что-то представить строгому жюри?

Кристина Мкртчян: Я купила простые белые тарелки, краски для техники холодной росписи (поскольку у меня не было средств для обжига изделий в печи), и забинтованная с ног до головы, в горизонтальном положении расписала тарелки. Одну – в стиле «Версаль», а на второй, вспоминая своё архитектурное прошлое, нарисовала улочку в османском стиле. Ковыляя, пошла на собеседование. Директор мастерской поинтересовалась, сколько времени мне понадобилось для этой работы. Когда я ответила: «Пятнадцать минут», – она решила это проверить. В итоге, пока она говорила по телефону, я расписала тарелочку в типично парижском духе — готическая церковь в перспективе, газовые фонари и т.п. Дама была очень удивлена, сказала, что это невозможно. Я забыла про эту историю, но через месяц мне позвонила директор компании Laure Selignac («Лор Селиньяк») и сказала, что меня приглашают на пост художника и директора креативного отдела компании. Только потом я узнала, что Laure Selignac является эксклюзивным партнёром бренда Hermes. Я проработала там восемь лет. Ну, а четыре года назад… открыла свою фирму и зарегистрировала свой бренд «Art Christi».


RusRadioMarbella: Поздравляю Вас! Знаю, как сложно женщине добиться таких результатов. Похоже, Вселенная и провидение, как начали в детстве, так и продолжают помогать Вам! Ваш удивительный фарфор – это всегда готовый музейный экспонат! Я рассматривала вазу, расписанную Вами, ту, что Вы предоставите для нашего Фестиваля MIRFF-2019 – это сказка, необычайно яркая и впечатляющая фантазия!
Кристина, расскажите, пожалуйста, о концепции Вашей мастерской, о её специализации.

Кристина Мкртчян: Сначала было совсем непросто. У меня ведь выработались навыки стиля Hermes. Эти технические навыки я сохранила, но, понимая, что нельзя входить в новую жизнь через чужие двери и нужно искать свои, стилистику я полностью поменяла. Конечно навыки, приобретённые в Hermes, это неоценимый подарок судьбы, но я не могла позволить себе быть похожей на них.

С самого начала заказов было очень мало, я уже начала сомневаться, а в ту ли дверь я стучусь. Но старалась не опускать руки, и в какой-то момент меня начали находить клиенты. Похоже, всё-таки, дверью я не ошиблась! Я познакомилась с Рене, галеристом из Эстонии. Он начал показывать миру мои работы, продали почти семьдесят ваз. Все они имели уникальный дизайн. Мы расписывали их целый год, у каждой вазы была своя тематика, это были серии из русской классики: по Достоевскому, Толстому, Набокову. После Рене пошли заказы по другим тематикам, из разных стран.

Я делаю на заказ столовые сервизы, вазы и другие изделия из фарфора. Все фотографии изделий можно увидеть на моём сайте www.art-christi.com

RusRadioMarbella: Кристина, Вы будете гостем нашего фестиваля, и сможете лично вручить Вашу необыкновенную вазу, сможете познакомиться со зрителями. А сейчас, если позволите, вопрос чуть далёкий от творчества: «Как живётся Вам во Франции? Учитывая то, что все мы здесь иностранцы, как не крути, Вам комфортно?»

Кристина Мкртчян: Мне достаточно комфортно. Я всегда была космополитичной, никогда не слушала только армянскую музыку, не ела только армянскую еду, всегда была открыта всему новому и любила учиться. Я достаточно просто и быстро адаптировалась здесь, во Франции. Конечно, скучала по моей солнечной Армении, по той человеческой теплоте, к которой привыкла и в которой росла. Во Франции трудно представить себе ситуацию, чтобы друг, без звонка (как у нас в Армении) мог прийти к тебе в гости на чашечку чая. Шокировали и некоторые вещи из повседневной жизни: у французов, почти у всех, депрессия, и в обеденный перерыв они сидят по углам, когда едят свои бутерброды…


Но мы, выходцы из советских времён, народ терпимый и закалённый. Постепенно начался энергетический обмен – во-первых, я заставила всех сесть за круглый стол во время обеда, а во- вторых, всех угостила. Они были очень удивлены, а потом это стало традицией, и сотрудники по очереди стали угощать своих коллег. Кое-что я переняла у них – например, французскую пунктуальность. Меня всегда раздражала армянская черта, когда опоздать на тридцать минут нормальная история.Теперь, когда уезжаю, я скучаю по Парижу…

RusRadioMarbella: Кстати, этой не-пунктуальностью армяне очень напоминают испанцев) Видимо переизбыток солнца даёт о себе знать!

Кристина Мкртчян: Наверно! А ещё, французам чужда лесть, и это мне тоже импонирует.

RusRadioMarbella: Кристина, Вы многого достигли, уже создали даже свой известный бренд. А есть амбиция сделать следующий шаг, передвинуть планку выше?

Кристина Мкртчян: Конечно же, есть! Во времена нашей молодости, слово «амбиция» было почти ругательным, во главу угла ставилась скромность. Но во Франции я поняла, что необходимо быть амбициозной, необходимо постоянно «повышать планку». Амбиция –двигатель, без которого недостичь поставленной цели.

RusRadioMarbella: Желаю Вам удачи, Кристина! Желаю творческих успехов! И ещё (скажу сосем не так, как говорят «скромные» французы): «Пусть Вселенная по-прежнему дарит Вам энергию для создания этих удивительных шедевров!»

Кристина Мкртчян: Спасибо. Я в свою очередь, хочу пожелать всем счастья, пожелать никогда не отказываться от своих идеалов и мечты. Верить в то, что все мечты осуществимы!

RusRadioMarbella: Ждём Вас в Марбелье, Кристина!

Беседу вела Мария Уибберли (RusRadioMarbella)

Заказы принимаются на сайте www.art-christi.com

Leave a comment