Мариус Петипа (1818-1910)

В 2018 году в России отмечают 200-летие со дня рождения балетмейстера и педагога Мариуса Петипа. 

Уроженец Франции дебютировал как балетмейстер в Петербурге. Именно в Санкт-Петербурге откроют мемориальную доску Петипа, а по всей стране пройдут выставки, показы и фестивали. С инициативой провести Год Петипа в России выступила Академия русского балета имени Агриппины Вагановой. Организаторы уверены, что это событие привлечет внимание к русскому балету — и в России, и за рубежом.

В январе 1847 года петербургская газета «Северная Пчела» оплакивала русский балет: «Окончательно исчез наш прекрасный балет. Материально он ещё существует. Есть прелестные танцовщицы, искусные танцоры, удивительный кордебалет… нет только в публике охоты смотреть на них. Единственным средством к возбуждению этой охоты было бы, может быть, сочинение новых, занимательных балетов, но… для этого нужен новый Дидло, новый Прометей, новый гениальный хореограф, а теперь такого, кажется, нет во всей Европе».

 До прибытия Мариуса Петипа в Петербург оставалось полгода…Он родился в Марселе ровно 200 лет назад – 11 марта 1818-го.

 Мариус Петипа – выдающийся артист балета, педагог и великий балетмейстер, отдавший русскому балету всю свою жизнь, родился в семье первого танцовщика и балетмейстера Жана Антуана Петипа и Викторины Грассо, известной трагической актрисы.

 Общее образование он получил в брюссельском Большом колледже, посещая заодно и консерваторию, где учился игре на скрипке.

 «С семи лет начал я обучаться танцевальному искусству в классе отца моего, сломавшего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приёма вытекала из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этому искусству», – вспоминает Петипа в мемуарах.

 Впервые он выступил на сцене в балете «Танцемания» (сочинение его отца), когда ему было девять лет. Старший брат Мариуса, Люсьен Петипа, добился славы одного из самых лучших балетных исполнителей своего времени. Будучи премьером Парижской Оперы, Люсьен был  партнёром всех известнейших балерин великого века Балетного Романтизма.

 Мариус Петипа, хоть и считался хорошим танцовщиком, так и не смог получить контракт в Париже, балетной Мекке первой половины XIX века. Он служил в театрах Бордо, Нанта, Мадрида (с тех пор во всех балетах Петипа есть испанские танцы), гастролировал в Соединенных Штатах.

«29 мая 1847 года прибыл я на пароходе в Петербург... Шестьдесят лет службы на одном месте, в одном учреждении, явление довольно редкое и выпадает на долю немногих смертных...», — писал впоследствии патриарх русского балета.

 За эти 60 лет Петипа, будучи женат на русской танцовщице Марии Суровщиковой и вырастивший троих детей, так и не выучил ни одного слова по-русски. Правда, имя, на русский манер – Мариус Иванович (отец-то был Жан, а значит Иван) ему нравилось.

Петипа начал службу в Императорcких театрах России в роли танцовщика и помощника первых балетмейстеров театра, величайших постановщиков XIX века Жюля Перро и Артура Сен-Леона.

 Балет в Париже, после падения Второй Республики в 1870-ом, переживал сильнейший упадок. Балеты, составлявшие основу исторического наследия (балетного канона) сохранились и выжили именно в редакциях Петипа в России.

«Пахита», «Жизель», «Корсар», «Коппелия» – эти самые известные Парижские балеты Петипа перенёс в Петербург, оттачивая на них мастерство хореографа.

Свой первый многоактный балет «Дочь Фараона» он поставил в 1862-ом, для прощального бенефиса итальянской примы Каролины Розати. Балет, поставленный всего за шесть недель, был высоко оценён и публикой, и критиками, и дирекцией театров. За первым успехом последовал «Дон Кихот» (1869), поставленный впервые, вопреки традициям, в Москве.

Ну, а поставленная в 1877-ом «Баядерка» заявила о рождении новой страницы балетного театра – классического академизма!

 «Постановки Петипа отличали мастерство композиции, стройность хореографического ансамбля и виртуозная разработкa сольных партий», – говорится в балетной энциклопедии. Критик Владимир Гаевский сравнил хореографические ансамбли Петипа с архитектурными ансамблями Санкт-Петербурга. Балетный симфонизм, пришедший с музыкой Чайковского и Глазунова, позволивший балетному искусству развиваться в ногу со временем, стал возможен именно благодаря тончайшей и точнейшей связи музыки и хореографии Петипа.

Мариус Иванович Петипа поставил 60 балетов, взрастил несколько поколений лучших танцовщиков Европы, сохранил романтическое наследие балетного театра, создал классический стиль балета и весь его репертуар.

«Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Господь, мою вторую родину Россию, которую я люблю всем своим сердцем», — так заканчиваются мемуары хореографа, великого русского француза Мариуса Петипа, что вознёс русский балет на пьедестал лучшего балета в мире!

 Автор - Регина Зархина (Школа Русского Балета в Марбелье)




Leave a comment